|
Информация для родителейСовременные научные исследования и статистические данные показывают, что подавляющему большинству современных детей с самого раннего детства необходима помощь специалистов – врачей, клинических психологов, психологов, логопедов. У них ярко проявлены различные нарушения - сосудистые проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз, задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматика. На этом фоне распускаются махровым цветом проблемы поведения, обучения, общения. С точки зрения нейропсихологического подхода эти трудности обусловлены внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга. К этому стоит приплюсовать современную социокультурную ситуацию - состояние роддомов и школ, подмену живого общения компьютером, отсутствие игровой деятельности, а также экологию окружающей среды и психологического окружения. Специалисты, единогласно пришли к выводу о необходимости нового специфического коррекционного подхода, в основе которого лежат универсальные нейробиологические и социокультурные механизмы развития. Таким методом в последние годы стала нейропсихологическая коррекционная программа. "Замещающий онтогенез" Она представляет собой гармоничную и грамотную систему развития. Включает новые адаптивные возможности, способствует дальнейшему всестороннему развитию личности, позволяет восполнить недостающие звенья в развитии. Программа представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные трудности - общую моторную неловкость, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, снижение работоспособности, внимания, памяти, двигательную заторможенность и расторможенность, эмоционально - волевые проблемы, трудности формирования пространственных представлений и т.п. Первый этап коррекции – психомоторный (двигательный) . Все упражнения выполняются в определённой последовательности – в соответствии с закономерностями нормального онтогенеза (развития). Предлагаемые движения при их правильном выполнении и с соблюдением последовательности развития ребёнка, становятся базой для активизации высших психических функций, простраивают взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности, включают такие психические функции как эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции и т.д. То есть создают базу для полноценного овладения чтением, письмом, математическими знаниями. Данный этап длится от 4-6 месяцев и является самым нагрузочным для родителей, поскольку ребенка на занятия в центр нужно приводить два раз в неделю. Помните, что нейропсихологическая коррекция - это не развлечение и не "кружки по интересам". Поэтому результат нельзя оценить, задав ребенку вопрос, нравится ли ему ходить на занятия. . При внешней простоте действий, за ними стоит серьезная работа с мозговыми структурами ребенка. Это нужно понимать и относиться к данной информации соответствующим образом. Психомоторная коррекция "Замещающий Онтогенез" - это не развивающие занятия и не физкультура, которые сами по себе весьма полезны, но не представляют собой целенаправленную коррекцию индивидуальных особенностей включения психических функций. Второй этап программы – когнитивная коррекция Он также содержит большое число телесно-ориентированных методов. Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. Далее расширяем детям объём зрительного восприятия, убираем проявления зеркальности. Развиваем слуховое восприятие, различные виды памяти, произвольное внимание, номинативную функцию речи, повышаем словарный запас. Формируем наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Этой части коррекционной программы отводится 3 месяца. Действительно, развитию когнитивной сферы можно и должно уделять гораздо больше времени и профессионализма. Это особенно актуально в настоящее время, когда к сожалению, повально наблюдается снижение уровня обучения в школах, низкий образовательный статус педагогов. Мы встречаемся с такой удручающей картиной постоянно и стараемся кроме возложенных на нас коррекционных задач восполнить на занятиях недостаток того, что у интеллигентного человека обозначается емким и значимым словосочетанием «широкий кругозор". Третий этап программы - психологические детские тренинги
В работу постепенно включаются занятия на расширение адаптационных возможностей, на развитие коммуникативных навыков и на формирование положительной оценки себя и своих способностей. Дети учатся выражать свои эмоции и распознавать эмоции других людей. На занятиях формируются важные жизненные навыки, такие, как умение выходить из опасных ситуаций, противостоять влиянию сверстников, умение строить здоровые дружеские отношения, преодолевать стрессы и общаться с взрослыми. Коррекционная программа рассчитана на 8 - 9 мес. (2 раз в неделю – 2 занятия). Все этапы программы описаны ниже в более подробном варианте. Просьба родителей, чьи дети занимаются в нашем центре, ознакомиться с выложенными материалами и вникнуть в их суть. Ведь только с Вашей помощью - вниманием, ответственностью, последовательностью и терпением мы сможем совместно помочь Вашим детям. По окончании нейропсихологической коррекции предлагается повторная нейропсихологическая диагностика для сравнения результатов. В программе использованы упражнения «Комплексной нейропсихологической коррекции и абилитации в детском возрасте» - А.В. Семенович , Б.А.Архипова, авторские разработки Е.С. Лебедевой – организатора и руководителя Нейропсихологического центра Адаптации и Саморегуляции, авторские методики М.А. Сандомирского, совместные методики по новому современному направлению - Нейропсихотерапии Лебедевой Е.С. и Сандомирского М.Е. Что важно знать родителям перед началом занятий по нейропсихологической коррекции? Отличие и принципиальная особенность проведения нейропсихологической коррекции заключается в том, что мы уделяем особое и усиленное внимание проработке первого блока мозга - "блока активации, тонуса и энергетизации". Поэтому все, что связано с такими этапами программы, как растяжки, разминки, самомассаж, релаксации, "восточное" дыхание и прочее выполняется очень тщательно и грамотно. Этой группе упражнений в силу ее значимости уделяется значительная часть времени на каждом занятии. Это тем более важно, поскольку в последние годы первый блок мозга "лидирует" по своим проблемам по отношению к двум остальным. Большинство трудностей наших детей вторичны, они "стартуют" из неблагополучия функционирования первого блока. Каждое занятие начинается с разминки и аутомануального комплекса (самомассажа), которые являются необходимым повседневным мероприятием для профилактики психосоматических заболеваний и общей гармонизации организма. Выполняются эти действия осознанно, с отслеживанием дыхания, иногда с проговариванием ощущений, так чтобы ребенок отслеживал свои телесные проявления. Активное участие рук стимулирует кровообращение в кончиках пальцев, нервные окончания которых связаны с мозгом. Предотвращается застой крови в разных участках тела. Массаж точек лица и головы рассчитан на общестимулирующее воздействие, на подготовку организма к основным упражнениям. Многофункциональные акупунктурные точки включаясь, улучшают кровообращение головного мозга, усиливают отток лимфы от головы, таким образом регулируется давление крови; активизируют структуры подкорковых образований (гипоталамус, гипофиз, ретикулярная и лимбическая системы), от функционального состояния которых зависит все, что происходит в организме вплоть до поведения и эмоционального состояния. Приведение тонуса в оптимальное состояние является одной из важнейших задач коррекционной программы "Замещающий онтогенез". Ведь гипо или гипертонус, которые фигурирует в медицинской карте практически у каждого ребенка, сказывается на развитии организма в целом весьма и весьма негативно. Именно они в значительной мере являются причиной и следствием серьезных трудностей в познавательном, эмоциональном и соматическом статусе. Само по себе расслабление мышц - это не только снятие физического напряжения, но и снятие эмоционального стресса. Чем в более глубоком состоянии стресса находится человек, тем выше его мышечный тонус. Не стоит забывать о том, что поступление в первый класс, как и впрочем весь процесс обучение в школе является крайне стрессогенным и травматичным для психики периодом для развивающегося и растущего организма. В этом комплексе представлен целый ряд обязательных упражнений, связанных с дыхательной гимнастикой. Почему особое внимание уделяется дыхательной гимнастике? Дыхание - одна из самых важных функций организма и только в редких случаях человек способен управлять им по собственному желанию. Обычно он просто не задумывается о нем. От характера дыхания, его глубины и ритмики зависит не только обеспечение физиологических потребностей организма в кислороде, оно как лакмус отражает эмоциональное состояние, но не только... С помощью дыхания можно не просто следить за своими эмоциями, но и управлять ими. Научившись контролировать дыхание, мы тем самым включаем функции произвольной саморегуляции. Это и есть осознанное регулирование своего дыхания. Дыхательные «восточные» упражнения Еще одно важное отличие в проведении нейропсихологической коррекции по методу "Замещающий онтогенез" состоит в дополнительных, так называемых "восточных" дыхательных упражнениях. На первом этапе выполнения дыхательных упражнений (см.выше) большое внимание уделяется синхронизации дыхания с движением, все упражнения выполняются по алгоритму - вдох через нос, выдох через широко открытый рот. В "восточных" упражнениях дыхание - вдох и выдох осуществляются исключительно через нос. Дыхательный механизм позволяет дышать как ртом так и через нос. Это два разных типа дыхания, один из которых дарит здоровье и силу (дыхание через нос), второй - приносит слабость и болезни. Прохождение воздуха через носовые полости очищает и фильтрует воздух, задерживая примеси в воздухе и болезнетворные бактерии. Воздух охлаждается или подогревается и увлажняется. Перевести ребенка на автоматизм дыхания через нос и на полное брюшное дыхание - одна из важнейших задач дыхательного цикла. Дыхательные «восточные» упражнения рассматриваются еще нами, как упражнения, направленные на релаксацию. Они требуют отслеживание телесных ощущений, что уже само по себе включает мозг в определенный гармоничный режим работы. Ощущение «внелегочного» дыхания (воображаемое дыхание через какую-то часть тела) говорит о том, что установилась временная связь между двумя участками мозга: с одной стороны, воспринимающим информацию из дыхательных путей, от дыхательных мышц и, с другой стороны, получающим информацию из соответствующей области тела, не связанной с дыханием. Упражнения на растягивание - "растяжки" - это еще одна особенность в работе по нейропсихологической коррекции и нейропсихотерапии. При внешней простоте, работа с растяжками требует достаточно высокой квалификации и должна проводится с соблюдением специальных правил - таким образом, чтобы выполняемое движение соответствовало поставленной задаче, а не осталось просто движением, пусть даже и вполне полезным. "Растяжка должна растягивать" - постоянно повторяем мы для детей и родителей. Концентрация на телесных ощущениях во время растяжек включает мозг в естественный приспособительный режим, во время которого происходит ряд замечательных оздоровительных и восстановительных феноменов. Запускается саморегуляция организма. Активизируются зоны мозга, отвечающие за творческое начало, за проявление талантов и способностей. Растяжки направлены на нормализацию и оптимизацию тонуса во всех группах мышц. Они снимают тоническое напряжение и таким образом активизируют необходимые подкорковые структуры мозга. Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения. Выполнение растяжек способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности. Когда взрослый помогает ребёнку выполнять растяжки, он должен проводить их в щадящем режиме, не рывками, медленно. Глазодвигательные упражнения
Как уже было упомянуто выше, оптимизация тонуса – одна из важнейших задач коррекционной программы.Любое отклонение от оптимального тонуса (гипо- или гипертонус) может являться как причиной, так и следствием возникших изменений в соматическом, эмоциональном, познавательном статусе ребенка и негативно сказываться на общем ходе его развития.
Глазодвигательные упражнения с ползанием Глазодвигательные упражнения с глазами и языком включены в динамический процесс, процесс движения. Ребёнок не просто лежит и следит за предметом глазами, а при этом движется. Он движется по определённой программе, например: правая рука – левая нога, левая рука – правая нога. И при этом ещё ребёнок должен поворачивать глаза вправо, а язык влево. Когнитивные методы. Развитие когнитивной сферы. (вторая часть коррекционной методики «Нейропсихологическая коррекция» в рамках интегративной программы «Комплексное нейропсихологическое сопровождение ребенка») В результате двигательной коррекции, проведенной нами на первом этапе занятий происходит перераспределение и простраивание функциональных связей головного мозга; активизация структур, с которыми мы работаем далее. Начинается работа с детьми на сферу восприятия, на мышление, которая будет развивать правое полушарие и лобные доли мозга. На этом этапе работаем с ритмами организма, с гностическими функциями (узнавание, выделение из фона, разные обводки, двуручные рисунки). Диагностический материал является также и коррекционным - зашумлённые, наложенные фигуры, недорисованные изображения, выделения фигуры из фона. Идёт работа с помехоустойчивостью. Далее мы расширяем детям объём зрительного восприятия. На доске, на стене мелками или фломастерами рисуем специальные фигуры. Начинаем с элементарных линий. Затем постепенно идёт усложнение. Ребёнок работает одной рукой, другой рукой и далее двумя руками. В одном направлении, в разных направлениях. При работе двумя руками – руки должны двигаться одновременно. Ребёнок вынужден смотреть и на одну и на другую руку и должен удерживать и то, и другое поле зрения. Взаимодействие обеих рук активизирует каждое полушарие в отдельности и межполушарные взаимодействия. Чтобы убрать проявления зеркальности, детям дают различные варианты бланковых методик. Даётся срисовывание двумя руками, копирование сразу левой и правой рукой. Детям предлагаются упражнения на различные тактильные ощущения. Рисование фигур, букв и цифр на внутренней и внешней стороне ладони, на спине. Опознавание букв и цифр с закрытыми глазами. Развиваем слуховое восприятие. Хороший эффект для работы с фонематическим слухом даёт прослушивание ребёнком собственной речи на магнитофоне. Возникает сильная мотивация для дальнейших занятий. Рекомендуем родителям дома давать ребёнку слушать сказки, стихи, пьесы в исполнении актёров с хорошей дикцией. Предлагаем ребёнку писать диктанты под собственную речь, предварительно наговорив текст на магнитофон. При работе с пространственными представлениями даются различные перешифровки, двигательные диктанты по команде. Описание с открытыми и закрытыми глазами что расположено, слева, справа, выше, ниже и т.п. Копирование фигур с поворотом на 90 и 180 градусов с помощью выстраивания собственной программы и оречевления пространства. Складывание фигур и букв из палочек, лучинок. Дорисовка предметов. Графические диктанты по команде. Работа со структурно-топологическими представлениями. Рисование схемы и нахождение предметов по схеме. Далее идёт работа с номинативной функцией речи, с сопоставлением образа слова и его значением. Описание сюжетных, серийных картинок. Повышение словарного запаса. Обыгрывание с детьми слов на разных уровнях. Описание предметов и их качеств. Работа по профилактике дисграфии. Развитие различных видов памяти происходит сначала через формирование процессов узнавания, затем - воспроизведения и, наконец – избирательности памяти. Развитие произвольного внимания тесно связано с развитием ответственности, а это предполагает тщательное выполнение любого задания. Детям даются различные задания на развитие объёма, устойчивости и распределения внимания. Выполнение корректурных проб. Упражнения на развитие способностей к переключению и концентрации внимания. При формировании наглядно-образного и словесно–логического мышления используются задания на бланках и упражнения в виде игр. Сравнение понятий близких и далёких друг от друга по смысловому значению. Выделение существенных признаков. Нахождение общего и различного. Общие и частные понятия. Задания на простые и сложные аналогии. Простраивание причинно-следственных связей. Все задания выполняются по заранее заданной программе. Работа на бланках также по программе. Ребёнок должен включиться, взять эту программу и не сбиться с неё. В коррекционные занятия включены развивающие и коммуникативные игры, правила, роли, которые формируют у детей, произвольную саморегуляцию, программирование и контроль за протеканием собственной деятельности. (третий этап программы - расширение адаптационных возможностей, развитие коммуникативных навыков, формирование положительной оценки себя и своих способностей) Одна из основных задач этого этапа занятий – пробудить интерес к собственному внутреннему миру и внутреннему мира другого человека. Бытует мнение, что сейчас и детям и взрослым приходится тяжелее, чем это было раньше, что изменился привычный жизненный уклад. Члены семьи проводят все меньше и меньше времени друг с другом, дома они очень мало общаются между собой, мало разговаривают, в основном смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Возросло число детей, растущих без присмотра. У многих родителей немало своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое количество детей живут в неполных семьях. Дети мало занимаются спортом. Многие питаются неправильно и не регулярно. Учителя констатируют, что даже маленькие дети перестали быть вежливыми. Порой их грубое поведение повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают особенности собеседника, мало говорят о действительно существенных и важных для них проблемах. С трудом слушают друг друга. Учителя вынуждены больше времени уделять дисциплине в классе, за счет чего милым и дружелюбным детям достается меньше учительского внимания. Педагогам приходится устанавливать более жесткие порядки, так как приходится работать с большим числом беспокойных детей. В результате дети чувствуют себя менее свободно, у них нет возможности осваивать и совершенствовать коммуникативные навыки. Изменилась атмосфера в семьях. Родители и дети живут более интенсивной жизнью, в которой нет времени для совместных занятий и семейных ритуалов, для общения друг с другом. Возросшая потребность в деньгах заставляет родителей работать еще интенсивнее и усугубляет перечисленное. Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения), то сейчас более выражены проблемы внутренние – напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки отдельных членов семьи. В то время как внешние проблемы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют ее. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадаются они легче, чем прежде. Обратимся к досугу. И у родителей и у детей стало больше возможностей для приятного время препровождения, но они чаще жалуются на скуку. Вроде и уделяется внимание в многочисленных ток-шоу чувствам, а мы все меньше и меньше встречаемся с сочувствием и готовностью оказать помощь другому. Все больше становится социальных работников и психотерапевтов, но, несмотря на это увеличивается число людей с серьезными психологическими проблемами. Дети-подростки чувствуют изменения в профессиональной жизни. Никто не может сказать с уверенностью, что, даже успешно окончив школу, они смогут работать и учиться в той области, которая их привлекает. Рынок труда придирчив. Те, кто получает возможность работать должны быть не только профессионалами, но и обладать рядом новых социальных навыков – уметь общаться с самыми разными категориями людей, быть способными работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других. Предлагая детям психологические тренинговые занятия, мы дарим им совершенно особое общение друг с другом, совсем не так как в ходе обычной школьной жизни. Общение наполнено душевной теплотой, чуткостью и уважением. Заинтересованность и внимание к высказываниям детей, побуждает их искренне и подробно рассказывать о своих переживаниях или проблемах.
Дети сами приходят на занятиях к продуктивным решениям. Дети учатся связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем стать счастливыми в личной и профессиональной жизни. Они учатся решать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение, следовать социальным нормам и правилам. На примерах своих личных ситуаций учатся преодолевать трудности. Возможность высказаться и послушать других ценна уже сама по себе. Мы следуем древней и мудрой традиции, приглашая детей сесть в круг для того, чтобы поговорить друг с другом, поделиться переживаниями и почувствовать общность многих проблем и своеобразие каждого человека. Особенно ценен такой опыт для трудных детей. Они видят, что психолог и дети пытаются понять их, интересуются их жизнью. Дети учатся быть более терпеливыми, гибкими, внимательными. Осознают свои ценности и устанавливают приоритеты. Они начинают испытывать меньше страхов, стрессов и не чувствуют себя одинокими. Спасибо за внимание! |
|
© 2011 Центр развития детей и родителей "Солнечный класс" |